воскресенье, 12 июня 2011 г.

Влюблена в BlackWork

  Blackwork родом из далекого прошлого, он манит своей элегантностью и окутан тайнами. Не смотря на то, что это счетная вышивка, она имеет мало общего с вышивкой счетным крестом. Изначально, blackwork подразумевал под собой вышивку черными нитями на белом фоне. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork.


Родина BlackWork – ближний восток, мусульманские страны. Во время мавританского иго эта вышивка распространилась в Испании. Но своим расцветом blackwork обязан Екатерине Арагонской (дочери короля Фердинанда и королевы Изабеллы Испанской), которая привезла любовь к этой вышивке из Испании в Англию в 1501 году. Екатерина стала вскоре женой короля Генриха VIII и на протяжении 25 лет удерживала власть и влияние. Ее приверженность и страстная увлеченность вышивкой не могла остаться не замеченной, в то время blackwork называли «испанская работа». Сотни придворных дам подражали своей королеве, сидя за пяльцами. После развода Генриха и Екатерины все испанское, как и сама Испания оказались в немилости короля и термин «испанская работа» постепенно был изменен на «черная вышивка».



Стежки используемые в технике blackwork называют «гольбейн», в честь художника Ханса Гольбейна, который на живописных портретах изобразил «черную вышивку» на манжетах и воротничках британских аристократах. Этот стежок похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще, чем счетным крестом. Главное его достоинство – это то, что он одинаково выглядит с лицевой и с изнаночной стороны.

Работая в стиле blackwork, мастерицы используют специальные схемы, которые бывают двух видов: контурные схемы (швом обозначаются только контуры объектов); оттеночные схемы (очень трудоемкие, так как используются цвета от черного до светло – серого). В итоге, довольно простая техника blackwork позволяет передавать блики, живописные тени, и создавать иллюзию объема.

Чаще всего вышивкой в этой технике украшали воротнички, манжеты, постельное белье и предметы быта. В вышивке аристократы стали использоваться нити - металлик золотого цвета, и blackwork стал выглядеть роскошно. Для низших сословий общества blackwork, в своем классическом черном варианте, стал альтернативой дорогому кружеву, которое в те времена облагалось налогом. Позже кружево вообще было запрещено к ношению всем кроме высочайшей знати, и вышивка в технике blackwork стала символом аристократии стремящейся выделиться.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало работ в технике blackwork. Это связанно с тем, что по современным меркам люди того времени жили в антисанитарных условиях. Стирка во времена Тюадоров не пользовалось популярностью, роскошные одеяния не стирали вообще. Сомнительное по составу мыло, малопривлекательные красители, в состав которых очень часто входила серная кислота разрушали нитки в процессе носки. Зачастую единственным свидетельством того, что дошедшие до нас предметы быта, костюмы были украшены вышивкой, являются дыры или светлые области на ткани.

После развития текстильной промышленности и появления новых цветных красителей «черная вышивка» была забыта как скучная и малопривлекательная. Однако в прошлом столетии наблюдается возрождение вышивки в технике blackwork. Разработана масса схем, написано множество книг посвященных этому замечательному виду рукоделия. Все чаще мастерицы используют разные по цвету нити в одной работе. Этот вид рукоделия вновь вызывает к себе интерес, и продолжает развиваться и видоизменятся, занимая умы и сердца многих вышивальщиц мира.

Blackwork мифы

Как всякое рукоделие, которое было забыто и сегодня возрождается по книгам и старинным образцам, blackwork обрастает мифами и приметами, ему не свойственными, которые не имеют ничего общего с той вышивкой 16 века.

Одно из таких "правил" гласит, что в задней части вышивки все должно быть аккуратным, как и лицо. В этом есть что-то от викторианской одержимости идеалами, но все же это не истина. Профессиональные вышивальщицы во времена Средневековья и Ренессанса чаще стремились к скорости и выполнению работы в срок, от чего зависели их заработки. Изнанка была аккуратной, но не идеальной.

Еще одно правило к сказанному: blackwork является или может быть обратимым или одинаковым с обеих сторон. Такие исторические образцы действительно существуют, но это скорее исключение, чем правило. Для того, чтобы работа была обратима, нужно пройти каждый элемент дважды: с лица и с изнанки. Это имело смысл только на исключительных вещах, видимых с обеих сторон (например, на свадебном полотенце).

Правило, что blackwork только черный - вовсе не правило. Встречаются многочисленные образцы арабские и испанские, выполненные голубым и синим. Платки и воротнички на старинных портретах красной нитью. Золото и позумент на венецианских портретах Бронзино. Вышивка лаванды из приданого испанской королевы. И еще много других исторических примеров.

И пожалуй самый бессмысленный миф о том, что количество нитей в каждом стежке разработано и неизменно. На самом деле каждый шов и узор в blackwork не разрабатывается в привычном для нас смысле, а именно рассчитывается мастером для каждой конкретной вещи и узора. Стежок каждого повторяющегося элемента может захватывать 2-3 и более нитей. Это зависит от переплетения ткани: ткань тоже содержит ошибки, она неравномерна, возможны узелки и разрывы нити, разные плотности, утолщения и т. д. Мастер определяет размер каждого шага, как бы расписывает ткань, чтобы в результате все смотрелось уравновешено и гармонично. Многие образцы подтверждают, что мелкие ошибки почти не исправлялись, так как при выпутывании черная нить оставляет след и прокол иглы на ткани.

И последнее, скорее историческое заблуждение. Считалось, что blackwork так широко распространился, потому что имитировал кружево, которое разрешалось носить только знати. Но на самом деле в это сложно поверить, потому что портреты той же знати опровергают это. Она была предметом шика и роскоши именно знати. Blackwork просто нравился, и нравился всем, несмотря на то, что техника в носке не надежна и не долговечна. О недолговечности и уязвимости самой вышивки красноречиво свидетельствуют дырочки от проколов иглы на предметах обихода и одежды, а не сама вышивка. Время и усилия, потраченные на технику росписи, не оправдывались в носке и стирке. Поэтому в этнической одежде преобладают другие, более устойчивые швы (настилы, решетки, занизывания, укрепляющие ткань).

ПРАКТИКА

В чёрной вышивке используют два стежка: Назад иголку (backstitch) и стежок Гольбейна (роспись).

Тем, кто знаком со стежком назад иголку, не стоит труда начать вышивать стежком Гольбейна, который также известен как двойной наметочный стежок. Он часто используется в вышивке крестом при обводке длинных границ, так как дает более ровную линию. В елизаветинское время на английскую черную вышивку очень сильно повлияли другие техники, особенно якобинская вышивка. Золото в черной вышивке стали использовать в то время, когда вышивка стала фантастически расточительна. Тонкие цветочные узоры черной вышивки были переплетены с кручеными золотыми стеблями, что создавало роскошный и гармоничный дизайн.

Рассмотрите схему и решите, где лучше вышивать стежками Гольбейна, а где - стежками назад иголку. В большинстве случаев, вы поймете, что стежки Гольбейна лучше использовать для вышивания непрерывных линий, а острые углы и отдельные мотивы - стежком Назад иголку. Старайтесь проанализировать схему до того, как сделать первый стежок, чтобы вы могли выполнить непрерывную строку из наметочных стежков в одном направлении и закончить ее, идя назад.

Помимо стежков назад иголку и Гольбейна в технике чёрной вышивки могут использоваться также стебельчатый шов, простой и болгарской крестик и другие. В одной работе представлены обычно только два-три вида стежков.

Материалы

Какую ткань выбрать?
Чёрная вышивка может быть сделана на любой ткани с одинаковым количеством нитей пересечения на единицу длины и ширины. Начинающие могут предпочесть использовать Aida из-за простоты счета, но я думаю, что большие работы выглядят много лучше на тканях, таких как Jobelan, Linda или Ancor с 27 нитями переплетения на дюйм (evenweave). Переплетение нитей в этих тканях - более отчетливое, чем на традиционном льне - делает счет легче. Независимо от того, какую ткань вы предпочтете, работайте при хорошем дневном свете, внимательно пересчитывайте пересечения нитей, чтобы не начать вышивать со смещением.

Какие нитки использовать?
Традиционно чёрная вышивка выполняется шелком, но могут использоваться любые чёрные нити. Обычное хлопчатобумажное мулине - наиболее распространенная нить для этого вида рукоделия, но существует огромное множество других нитей, попробуйте.
Вискозная нить (искусственный шёлк ) имеет превосходный блеск, который великолепно смотрится рядом с золотой нитью. Более утонченной выглядит черная вышивка, выполненная нитью в одно сложение, но иногда более толстая нить, такая как coton a broder или cotton perle (х/б нитки с жемчужным блеском), необходимы, чтобы очертить границы дизайна.
Шерстяные нитки обы чно слишком сильно лохматятся, а стежки, выполненные в технике черной вышивки, по традиции имеют очень четкие очертания.
Так же традиционно вышивают черной нитью по белой ткани, но можно использовать любое сочетание. Несколько оттенков одного цвета будут так же хорошо смотреться, но для достижения лучшего эффекта, цвета нити и ткани должны быть контрастными.
Элементы вышивки можно изменять для получения желаемого результата: например, можно взять нить другой толщины, или использовать большее количество нитей для получения эффекта изменения интенсивности цвета.

Многие элементы, часто используемые при вышивке, могут быть изменены также путем добавления других декоративных стежков.

Так же традиционно вышивают черной нитью по белой ткани, но можно использовать любое сочетание. Несколько оттенков одного цвета будут так же хорошо смотреться, но для достижения лучшего эффекта, цвета нити и ткани должны быть контрастными.

Пять советов для чёрной вышивки

Избегайте длинных протяжек по изнанке работы, протянутая нить будет просвечивать на лицевую сторону. Обматывайте нить на изнанке вокруг готового стежка, чтобы перейти к другому участку вышивки.

Перед началом работы золотой нитью проверьте, что вы полностью закончили работать черной нитью, и что готовая работа вышита без ошибок.

Вышивка пойдет быстрее и проще, если перед началом работы вы изучите схему и найдете лучший порядок перехода от одного участка работы к другому.

Используйте более толстую нить для вышивания контуров. Это увеличит изысканность сложных узоров и объединит отдельные элементы дизайна.

При создании собственных схем имейте в виду, что вышивка может выглядеть темнее или светлее в зависимости от толщины стежков. Создайте утонченный дизайн, используя игру света и тени.

И конечно фотографии работ в данной технике, в том числе и мои.





Влюблена в BlackWork! А Вы? 


Комментариев нет:

Отправить комментарий